Жаккард — это стиль «фигурного плетения». Его можно использовать для создания сложных дизайнов и детальных изображений таких объектов, как цветы и птицы. Это делается на жаккардовом ткацком станке, устройстве, изобретенном в Лионе, Франция, Жозефом-Мари Шарлем Жаккаром в начале 1800-х годов. До этого фигурное плетение можно было производить только более трудоемкими методами, такими как гобелен, добавление дополнительных нитей на поверхность другого ткачества вручную (дополнительный уток), использование пряжи разных размеров, чтобы выделять части узора (добби ткачество), или используя ткацкий станок.
Ткацкие станки
Ткацкие станки были изобретены более двух тысяч лет назад в Китае и обслуживаются двумя людьми. Ткач садится перед ткацким станком, складывает пряжу для наполнения и отбивает их на месте. Помощник сидит сбоку от ткацкого станка и поднимает десятки (или даже сотни) ремней безопасности. Это рамы с «изгородью», которые удерживают одну или несколько нитей на месте. Жозеф-Мари Жаккард модернизировал ткацкий станок, заменив ремни безопасности индивидуальными изгородями, прикрепленными к маленьким грузикам. Он также использовал серию металлических перфокарт, которые могли сообщать ткацкому станку порядок и количество поднимаемых изгородей, заменяя необходимость в помощнике-человеке. До изобретения компьютеров жаккардовые станки были самым сложным оборудованием в мире. Фактически, перфокарты, использовавшиеся в ранних компьютерах, были основаны на жаккардовой системе.
Внешний вид и использование
Жаккардовые ткани имеют четкую переднюю и заднюю стороны. Передняя часть демонстрирует дизайн с четкими деталями, но задняя часть покрыта длинными «поплавками». Эти поплавки представляют собой пряжу, которую наносят на заднюю часть ткани, когда они не нужны для формирования дизайна. Поскольку поплавки легко зацепляются, задняя часть жаккардовой ткани должна быть на подкладке или скрыта. Поплавки легче всего увидеть на оборотной стороне этикеток одежды. Этикетки, на которых нет печати, обычно представляют собой жаккардовое плетение.
По мере того, как дизайн становится более сложным и количество цветов увеличивается, все больше и больше пряжи приходится носить на изнаночной стороне. Это может сделать ткань очень тяжелой. По этой причине использование многих жаккардовых тканей в домашней обстановке запрещено. Парча, сделанная из шелка или синтетического материала, такого как полиэстер, — одна из немногих фигурных тканей, достаточно легких для изготовления одежды. Хотя механизация жаккардового ткачества значительно снизила затраты на его производство, парча по-прежнему используется в основном для особых случаев. Другие фигурные переплетения, используемые в одежде, такие как пике и вафельное переплетение, имеют небольшой текстурированный узор, созданный с использованием ряда пряжи разных размеров. Эти модели менее сложны, чем парча, и не обязательно требуют жаккардового ткацкого станка.
Современный гобелен
Дамаск — это одноцветная, относительно легкая хлопчатобумажная или льняная жаккардовая ткань (первоначально производимая на ткацком станке), которая используется для изготовления элегантных штор и скатертей. Маленькие поплавки на поверхности гладят или растирают до плоского состояния (в процессе, называемом жук), чтобы ткань стала очень гладкой и блестящей. Более тяжелые жаккардовые ткани используются для обивки и аксессуаров, таких как обувь и сумки. Хотя их иногда называют «гобеленами», настоящие гобелены очень дороги и изготавливаются совершенно другим способом.